Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Каким образом вы выбираете объединение по интересам?
Всего 18 человек

Профориентационная работа

Дата: 25 октября 2016 в 11:25, Обновлено 5 декабря в 19:50

С целью активизации профориентационной работы с 1 сентября 2016 года в Красносельском районном ЦТДиМ стартовал проект "Университет профессий".

Проект «Университет профессий»

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – одна из важнейших задач образовательного процесса. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

При этом необходимо учитывать динамику развития общества под воздействием научно-технического прогресса и нового экономического уклада, возникновение новых специальностей и ис­чезновение некоторых старых, изменение содержания отдельных спе­циальностей, неизбежные перемещения в составе населения и т. д. Поэтому профессиональная ориентация учащейся молодежи являлась, и будет являться важнейшей составной частью образовательного про­цесса.

Учащимся зачастую приходится самостоятельно ориентироваться в выборе различных профессий, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.

Счастлив тот учащийся, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если учащийся не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия? Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние. И что делать, если  уже на первом курсе студент начинает понимать –  эта специальность не его! Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы.

К сожалению, такая ситуация не редкость, и проблемы ошибок при профориентации школьника встают перед многими. Что же делать? На этот вопрос и должна отвечать профориентационная работа, проводимая со всеми учащимися не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования. И эту работу  необходимо начинать с детьми самого раннего возраста.

Родители, в свою очередь, пытаясь развить склонности и способности своего ребёнка, помещают его в кружки, секции и студии  интересам, что, несомненно, способствует его профессиональному самоопределению.

В этом смысле система дополнительного образования традиционно является сферой, основной задачей которой является создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности учащегося, сферой, позволяющей ему определиться личностно, социально и профессионально.

Постоянный поиск новых путей в работе с учащимися требует принятия новых инновационных форм в организации образовательного процесса, нового качества.

Одной из новых форм взаимодействия с учащимися по направлению профориентации в Красносельском ЦТДиМ является проект «Университет профессий».

Цель проекта - формирование профессиональных ориентаций учащихся, как составляющих профессионального самоопределения и профессионального пути личности, расширение представлений учащихся о профессиях.

Оновной идеей проекта является помощь учащимся сделать правильный выбор в профессиональном самоопределении.

В рамках проекта для учащихся объединений по интересам организуются "Професиональные пробы". 

Профессиональные пробы  — профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии, благодаря которой учащийся включается в возможно свою будущую профессиональную деятельность.

Цель профессиональных проб — оказание помощи учащимся и создание условий для осмысления профессионального самоопределения через «примерку» профессий, т.е. профессиональные пробы через специально opганизованную, профессионально на­правленную познавательную деятельность, позволяю­щую оценить профессиональные компе­тенции участников проб.

Проведение профессиональных проб учащихся является одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения, в результате которого учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать профессию «изнутри». При этом учащиеся на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный  опыт на занятиях объединений по интересам поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны. Такой подход ориентирован на расширение возможностей традиционного обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. 

Профессиональная проба способствует сознательному, обоснованному выбору профессии, помогает убедиться в достоинствах и определиться с недостатками выбранной профессии. Профессиональные пробы также являются критерием самовыражения.

План проведения недели по профориентации «Выбери будущее сегодня»

В рамках проведения недели по профориентации «Выбери будущее сегодня» с целью просвещение родителей по профориентационной работе 31 марта был проведён родительский лекторий «Взгляд в будущее. По дороге к профессии». Лекторий включил в себя беседу о различных профессиях, профориентационные игры и упражнение «Плюс-минус-интересно», а также памятки для родителей.

«Профессиональные пробы». В рамках реализации  проекта "Университет профессий" 4 января 2018 г. в объединении по интересам "Рукодельница" было проведено очень интересное занятие. Состоялись профессиональные пробы учащихся, занимающихся в объединении второй год. Ребята пробовали себя в качестве педагогов. Они учили своих младших товарищей делать ёлочки из еловых шишек. Малыши с увлечением украшали ёлочки,  используя различные материалы: фольгу, гофрированную бумагу, солёное тесто, прислушивались к замечаниям своих педагогов-наставников. На занятии царила атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.  Старшим учащимся очень понравилось быть в качестве педагогов. Надеемся, что в будущем кто-то из них выберет для себя эту  благородную профессию - профессию  учителя.

«Профессиональные пробы». В рамках реализации  проекта "Университет профессий" 5 января 2018 г. учащиеся объединения по интересам "Черлидер"  старших классов провели с учащимися среднего звена мастер-класс «РитмоДэнс», использовав форму работы  «профессиональные пробы», которая позволила учащимся примерить на себя роль педагога, проявить самостоятельность и почувствовать ответственность выбора будущей профессии.

«Профессиональные пробы в детских садах учащихся объединения по интересам «Черлидер», как одно из направлений социально значимой деятельности»

«Профессиональные пробы – познание профессии»

Профессиональные пробы учащихся — профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии, благодаря которой учащийся включается в возможно свою будущую профессиональную деятельность.

Цель профессиональных проб — оказание помощи учащимся и создание условий для осмысления профессионального самоопределения через «примерку» профессий, т.е. профессиональные пробы через специально opганизованную, профессионально на­правленную познавательную деятельность, позволяю­щую оценить профессиональные компе­тенции участников проб.

Проведение профессиональных проб учащихся является одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения, в результате которого учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать профессию «изнутри». При этом учащиеся на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный  опыт на занятиях объединений по интересам поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны. Такой подход ориентирован на расширение возможностей традиционного обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. 

Профессиональная проба способствует сознательному, обоснованному выбору профессии, помогает убедиться в достоинствах и определиться с недостатками выбранной профессии. Профессиональные пробы также являются критерием самовыражения.

Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности учащихся к выбору профессии. Она интегрирует знания учащегося о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности и предоставляет возможность практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств.

В результате профессиональных проб:

- учащимся даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

- моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

- определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб;

-обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

В рамках реализации  проекта "Университет профессий" учащиеся объединений по интересам "Рукодельница", "Копилка юных мастеров" и "Черлидер" посетли детские сады г.п. Красносельский, г.п. Россь и п. Юбилейный и провели для малышей матсер-классы "Черлидинг", "Плетение ангела из бисера" и "Аппликация из катышков". Профессиональные пробы позволили учащимся примерить на себя роль воспитателя, проявить самостоятельность и почувствовать ответственность выбора будущей профессии.

фото

29 марта состоялись профессиональные пробы Лютик Анастасии в роли педагога дополнительного образования. Отточив свое мастерство в объединения по интересам «Креативный дизайн». Анастасия перешла к чирлидингу, Анастасия – прирожденный лидер. Её внимательно слушают не только младшие учащиеся, но и ровесники. Профессиональные пробы прошли активно с хорошим настроением. 

ФОТО

Экскурсия в банк

27 октября учащиеся объединения по интересам «Экономическая грамотность» вместе со своим руководителем Алёхиной Е.В. совершили экскурсию в филиал ОАО «АСБ Беларусбанк». Начальник филиала Хомко Е.В. ознакомила учащихся с финансовыми операциями, которые осуществляет Беларусбанк, объяснила процедуру получения дохода, рассказала о видах вкладов, операциях с пластиковыми карточками, показала, как необходимо пользоваться современным инфокиоском. Данная форма работы вызвала большой интерес у учащихся, о чём свидетельствую многочисленные вопросы, задаваемые в адрес работника банка. Также, ребята получили информацию о том, в каких учебных заведениях можно получить специальность банковского работника.

фото

2 ноября 2016 года в государственном учреждении образования "Красносельский районный центр творчества детей и молодежи" состоялось заседание методического объединения педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления на тему "Профориентация - важнейшее условие успешной социализации учащегося". В рамках заседания заместитель директора по учебно-воспитательной работе Губаева М.Р. познакомила с системой работы по профориентации учащихся в Красносельском районном ЦТДиМ, презентовала проект по профориентации "Университет профессий", панораму воспитательных мероприятий "Моя профессия - мое будущее". Педагог дополнительного образования Васильчук О.А. рассказала о "Профессиональных пробах" учащихся 9-11 классов, как одном из направлений социально-значимой деятельности. Для участников заседания педагогом дополнительного образования Протопоповой О.В. был подготовлен и проведен мастер-класс "Джутовая филигрань"

ФОТО

19 ноября в рамках проекта по профориентации «Университет профессий» с учащимися объединения по интересам «Азбука здоровья» руководителем Курлович В.Ч. был проведен тест с целью определения профессиональных предпочтений.

Модифицированный тест Голланда

о профессиональных предпочтениях

Тест даёт возможность "примерить" на себя шесть ут­верждений, касающихся различных типов профессий, для того, чтобы определить принадлежность к определённому типу профессии (из 6 предложенных вариантов: реалистический тип, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный).

Профессии

(количество плюсов указывает на принадлежность к одному из шести

профессиональных типов)

Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) – Священнослужитель (З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) –

Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (6)

Страховой агент (3) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ПК (4) - Манекенщица (6)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (6)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (6)

Официант (3) - Товаровед (5)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (6)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (6) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Все ребята с удовольствием приняли участие в предложенном варианте работы и в результате проведённого тестирования определили свой профессиональный тип и предпочтения в профессии.

В период зимних каникул в Красносельском районном центре творчества детей и молодёжи в рамках Недели по профориентации «Выбери будущее сегодня» по реализации проекта «Университет профессий» прошёл ряд воспитательных мероприятий.

         На базе УПК «Д/С-средняя школа п.Юбилейный проведены интерактив-рейды: профессиональные пробы с учащимися «Рецепт Новогоднего настроения»-мастер-классы «Ёлочка» (конструирование из бумаги), «Букетик  из бисера»;

         На базе Волповской СШ с учащимися старших классов было проведено тематическое общение «Дороги, которые мы выбираем. Ориентация в мире рабочих профессий».

          В Красносельском районном центре творчества состоялась выставка работ декоративно-прикладного творчества «Профессия каждая-самая важная»; организован конкурс рисунков «Все профессии нужны, все профессии важны». Педагогом дополнительного образования Курлович В.Ч. с учащимися объединения по интересам «Наследники» проведена экскурсия на предприятие ОАО «Красносельскстройматериалы», в филиал ОАО «АСБ Беларусбанка».

          Информационный тематический материал о современных и востребованных профессиях в Республике Беларусь, о развитии профессий в г.п.Красносельский, в районе, области  размещено на стенде.

          Все мероприятия были направлены на формирование профессиональных ориентаций учащихся, расширения представлений о профессиях.

Коллективно-творческое дело "Мир профессий"

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным

Сенека

         В субботу, 4 февраля, в Красносельском районном центре творчества детей и молодёжи в рамках реализации проекта «Университет профессий» было проведено коллективно - творческое дело «Мир профессий», которое включало в себя деловую игру «Лабиринт выбора», конкурс листовок «Моя профессия», тренинг для подростков «Как достичь успеха?»

        Данное мероприятие позволило расширить кругозор учащихся в области профориентации.

         Целью деловой игры «Лабиринт выбора» было выявление профессиональной направленности учащихся, ознакомление с рядом профессий, их значимостью, а также формирование профессионально важных качеств в той или иной профессиональной деятельности.

        Тренинг «Как достичь успеха?» познакомил учащихся с пошаговым способом достижения цели, о необходимых при этом действиях и чертах характера.

         Конкурс листовок «Моя профессия»  позволил  определить будущую профессию учащихся, выявить их предпочтения в выборе профессии: врача, фармацевта, журналиста, спортивного комментатора. Учащиеся изобразили на листках бумаги свою будущую профессию, определили её положительные стороны. Педагогом Скопиной Г.С. была проведена беседа о востребованных профессиях Волковысском районе, г.п.Красносельский.

          В конце занятия все учащиеся встали в круг, взялись за руки, произнеся при этом фразу: «Я БУДУ УСПЕШНЫМ!»

фото

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.